Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа на кафедре ведется согласно образовательной программы бакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г. Все дисциплины обеспечены УМКД. Наименование дисциплины Специальность Курс Наличие ТУП, год издания РУП, протокол и дата утверждения на МС УМКД, протокол и дата утверждения на засед. модуля Обезболивание в стоматологииБДВ 35 стоматология 3 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10 от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 Хирургия полости рта ПДВ 06 стоматология 4 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10 от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 БДВ 42 Лучевая диагностика в стоматологии стоматология 4 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ№ 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 ДВОВ 11 Заболевания головы и шеи стоматология 5 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10 от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 ДВОВ 09 Челюстно-лицевая и гнатическая хирургия стоматология 5 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10 от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 ДВОВ 08 Онкостоматология стоматология 5 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10 от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 БДВ 33 Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области (селектив стоматология 3 образовательная программабакалавриата по специальности 5B130200 «Стоматология» Протокол заседания Методического совета КазНМУ № 2 от 28 декабря 2012г Решение комитета образовательных программ факультета Протокол №10 от 21.06.2016г. Решение Методического Совета КазНМУ Протокол №10 от 30.06.2016г. Протокол № 16 от 17.06.2017 Помимо обязательного процесса поддержки УМКД по всем специальностям (ИСО 2009 пункт ДПК 4), кафедра планомерно вводит инновационные методы совершенствования образовательного процесса. В качестве универсальной модели методического обеспечения высшего медицинского образования мною предложены информационные интерактивные дидактические блоки (ИИДБ). В нашем представлении ИИДБ должны включать в себя средства подачи материала, контроля и обратной связи. В качестве информационного и контролируещего инструмента нами предллагается применение интерактивных тестов «minitest» Электронная версия интерактивных тестов minitest предназначена для проведениея объективной оценки усвоенных знаний, интерактивного и дистанционного обучения, освоения навыков дифференциальной диагностики учащихся КазНМУ, выборочного тестирования с целью оптимизации обратной связи в рамках СМК КазНМУ. Упростит процедуру контроля усвоенных знаний в ходе практических занятий и рубежных контролей. Область распространения – Все обучающие и руководящие структурные подразделения КазНМУ. Ожидаемый эффект – интерактивные тесты minitest позволяют создавать контролирующие и дидактические блоки тестов. Программа имеет следующие возможности: 1. Создание неограниченного количества блоков вопросов. 2. Создание тестов с включением звуковых файлов, например, можно создать тесты дифференциальной диагностики по данным аускультации (тоны сердца, хрипы, патологические формы дыхания Биота и др.). 3. Применяя разные встроенные протоколы анализа результатов тестирования, имеется возможность создания архива результатов с сохранением индивидуальных показателей, выявить вопросы, вызывающие наибольшие затруднения у студентов. (рис 1.) 4. Система встроенной подсказки позволяет проводить не только опрос но и обучения, дидактический материал включается в подсказку. Студент имеет возможность ознакомиться с подробным обучающим материалом, закрепляя его ответами на тесты 5. Существует возможность включать кроме теста и фото. 6. Программу можно использовать на ПК, локальной сети и сети интернета. 7. Программа имеет удобный интерфейс и подробную справку. 8. Выборочное тестирование и встроенный анализ позволяет контролирующим структурам проводить независимую оценку качества обучения. 9. Легкость установки тестов других авторов (достаточно скопировать файл теста в папку с тестами). 10. Все результаты тестирования сохраняются и выводятся виде протокола тестирования (рис.2). Пример рабочего окна приложения «minitest». Рис.1 Пример рабочего окна приложения «minitest». Экономический эффект – Использование электронной версии интерактивные тесты minitest – SL позволит внедрить инновационную методику обучения «вопрос- ответ». Повысит удовлетворенность потребителя в сфере оптимизации усвоения обучающего материала. Упростит процедуру контроля и анализа усвоенных знаний в ходе практических занятий и рубежных контролей. Снизить затрату на расходные материалы: картриджи, бумага. Облегчится процесс анализа результатов тестирования, хранение первичного материала и. Сократятся затраты человеко-часов, так как есть возможность не впечатывать каждый тест, а скопировать его. Рис. 2 Протокол проверки знаний. Суть идеи: Внедрение электронной версии анкеты Interrrog — SL, для проведениея опросов сотрудников и учащихся КазНМУ, с целью оптимизации обратной связи. Область распространения – Все структурные подразделения КазНМУ и должностные лица. Ожидаемый эффект – Значительно упростится процесс опроса потребителей и анализа результатов (рис.3). Анкета Interrrog – SL имеет опции не только опроса, но и графического и математического анализа результатов анкетирования (рис 4,5). Таким образом полностью исключен человеческий фактор при оценке итогов анкетирования.программа проста в использовании и не требует специального обучения. В целях профилактики искажения результатов, рекомендуется ограничить число лиц имеющих доступ к дистрибутиву. Опрашиваемый помимо ответов в конце анкетирования имеет возможность внести свои пожелания или идеи. рис. 3 интерфейс опросной страницы рис.4 диаграмма полученных результатов Экономический эффект – «Обратная связь » один из важнейших элементов СМК, использование электронной версии анкеты Interrrog – SL позволит сократить человеко – часы на проведение общепринятого анкетирования, освободить сотрудников не только ректората но и всех структурных подразделений от много часовой трудоемкой процедуры анализа. Снизить затрату на расходные материалы: картриджы, бумага. Облегчится хранение первичного материала анкетирования. Необходимое материальное обеспечение идеи – Материальных затрат нет. Я имеют авторский доступ к дистрибутивуэлектронной версии анкеты Interrrog – SL, с правом активации программы и выдачи копий программы. рис.5 тестовый аналог результатов опроса. Информационные интерактивные дидактические блоки по всем темам практических занятий применяются уже более 6 лет. В их создании принимали активное участие и члены научно-студенческого кружка кафедры. Последние 3 года на кафедре идет активная разработка электронного контента. Использование информационных компьютерных технологий на практических занятиях позволяет педагогу значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным, способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на занятии без ущерба для усвоения знаний учащимися. Дидактическими преимуществами персонального компьютера (ПК) по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие возможных режимов организационных форм работы[3]. Современные программные приложения и технологии позволяют преподавателям самостоятельно проектировать и создавать электронные учебные издания (ЭУИ) без знания программирования. Для упрощения освоения методик создания ЭУИ мы рекомендуем строить их в формате HTML (HyperTextMarkupLanguage). Главное достоинство формата состоит в возможности размещения в тексте издания гиперссылок, по которым осуществляются быстрые переходы как внутри данного издания, так и во внешние по отношению к данному документу, ресурсу. В частности, с помощью гиперссылки можно связаться с автором или издателем по электронной почте, просмотреть литературные источники, на которые ссылаются в данном издании, вызвать иллюстрацию, которая поясняет смысл некоторого текстового фрагмента и многое другое. Основу HTML-документов составляют обычные текстовые файлы, отдельные символы в которых представлены в ASCII-кодировке. Эти файлы доступны для просмотра и редактирования в любом редакторе текстов. Отличием HTML-издания от обычного текста является то, что в них присутствуют специальные команды — теги, которые указывают правила форматирования документа. При подготовке электронных учебников мы ставили цель разработать средство, как для самостоятельного обучения студентов, практических врачей, так и под руководством преподавателя. Титульная страница (рисунок 1) содержит следующую информацию: наименование Вуза; наименование кафедры (модуля), от имени которой выпускается издание; сведения об авторах, участвующих в создании издания; заглавие издания; подзаголовочные данные; место и год издания; минимальные системные требования. Рисунок 1 Титульная страница электронного учебного пособия. Для удобства навигации содержание пособия вынесено на отдельную колонку на каждой странице. В содержание включены заголовки, раскрывающие состав учебного материала (рисунок 2). Каждый пункт содержания является активной гиперссылкой на интересующий читателя раздел. Рисунок 2. Пример страницы электронного учебного пособия Формат HTML достаточно компактен и, наряду с текстом, позволяет включать в издание иллюстрации и видео и аудио файлы (рисунок 3). Рисунок 3. Включение мультимедиа файлов значительно упрощает освоение учебного материала. Усредненное время длительности учебных видеороликов, используемых в электронно-образовательном обучении составляет от 2 до 8 минут. Только в случае крайней необходимости возможно увеличить хронометраж видеоролика, но с обязательным обоснованием в аннотации к учебному изданию. Иллюстрации для электронного издания должны быть выполнены максимально качественно. Следует избегать экзотических форматов данных. Допустимыми исходными форматами данных при подаче изображений являются: jpg, tiff, psd, png, (pacтp в tiff — 300 dpi), swfс максимальным качеством, необходимым для дальнейшей обработки при создании различных электронных версий издания (CD, on-line и off-line) (рисунок 4). Рисунок 4. Используемые иллюстрации должны быть высокого разрешения. Как уже отмечалось, полноценным учебным изданием может считаться только при наличии средств самоконтроля. С этой целью мы включили модуль тестовых заданий (рисунок 5). Рисунок 5 Интерфейс страницы тестовых заданий. Для уточнения правил тестирования страница снабжена ссылкой на инструкцию. Количество тестовых заданий не ограничено и определяется по желанию автора. Электронное издание в формате HTML является компактным и может хранить большое количество информации. На одном переносном носителе, таком как внешний винчестер, флешка и даже CD/DVD диск, можно хранить целую библиотеку. Из широкого разнообразия редакторов HTML-документов мы остановились на бесплатном программном приложении TurboSite (скачать программу можно по ссылке: http://www.softportal.com/get-16968-turbosite.html). Среда TurboSite позволяет обычному пользователю ПК создавать разделы учебного материала, включая обратную связь, справку, автопоиск, видеоматериалы, средствами самоконтроля –JavaScript и другими функциями. Содержимое электронной книги при желании можно легко редактировать. Преподаватель может передать материалы, разослав его по электронной почте или по скайпу. Также сделать его общедоступным для своих студентов, загрузив его в интернет, компьютерный класс. Создание и публикация электронного средства обучения не связаны с большими затратами. Таким образом, несмотря на определенные недостатки электронных учебников, они являются мощным фактором повышения образовательного уровня подготовки врачей, что необходимо в сегодняшних условиях. В текущем году сотрудники кафедры разработали в рамках НТП «Оптимизация образовательного процесса на основе разработки и внедрения руководства по созданию электронных учебных изданий в формате EXE, HTML» велась разработка новых форм электронных учебников. Издательская деятельность: 1. «Воспалительные дистрофические заболевания слюнных желез» 2003 год Мирзакулова У.Р.; 2. «Лечение быстро прогрессирующихпародонтитов» 2004 год Стабаева Г.С; 3. «Обезболивание в стоматологии» 2005 год Трегубова Т.В. 4. «Неогнестрельные переломы костей средней зоны лица» Вансванов М.И. 2014 год.